Статья 11417

Название статьи

КЛАСТЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
КАРТИНЫ В ЖУРНАЛИСТСКОМ ТЕКСТЕ 

Авторы

Коноплев Дмитрий Эдуардович, кандидат филологических наук, доцент, кафедра журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет (Россия, г. Челябинск, проспект Победы, 162В), dmitrijkonoplev@ya.ru

Индекс УДК

316.77:001.8 + 070:001.8

DOI

10.21685/2072-3024-2017-4-11

Аннотация

Актуальность и цели. Формирование экономического мышления через средства массовой информации связано с группами активно использующихся слов и словоформ, так называемых кластеров экономического мышления.
В данной статье мы пытаемся прояснить сущность природы подобных кластеров, а также обозначить принципы их функционирования в журналистском тексте. Важность представленной темы необходимо напрямую связывать с ак
туализацией процесса формирования экономического мышления у аудитории под воздействием средств массовой информации. Проблема формирования средствами массовой информации экономического мышления аудитории приобрела свое нынешнее значение в процессе форсированного перехода России к капиталистической экономике, не завершившегося и по сей день.
Материалы и методы. Основным методом исследования, используемым при работе с базой выборки, стал контентанализ (ручной и автоматизированный). Мы оценивали рассматриваемые журналистские тексты с помощью как частотного, так и фоносемантического анализа. Базу выборки составили 152 федеральных и региональных периодических издания (деловая пресса, а также массовые и глянцевые издания, пишущие на темы экономики), сетевые издания и государственные порталы с официальными новостями (117 сайтов).
Результаты. По итогам замеров и кодирования журналистских публикаций экономической тематики из базы выборки были выявлены 52 кластера, большинство из которых (45) претерпели существенные изменения с момента первой идентификации в статьях 1990-х гг. (некоторые – начала 2000-х).
Выводы. Установлено, что кластеры экономического мышления оказывают непосредственное влияние на восприятие текста читателем, даже если не осознаются потенциальной аудиторией. При этом читатели воспринимают ключевые понятия в журналистских текстах на экономическую тематику в их актуальном контексте, хотя не всегда отдают себе отчет в том, что сущностные характеристики кластеров менялись с течением времени.

Ключевые слова

контекстная маркированность, экономическое мышление, кластер экономического мышления, массовая коммуникация

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Архипов, А. Утверждение нового экономического мышления и задачи теории, образования и воспитания / А. Архипов // Российский экономический журнал. – 1997. – № 8. – С. 95.
2. Herman, E. Manufacturing Consent: The Political Economy of the Mass Media / E. Herman, N. Chomsky. – New York : Pantheon Publishing, 2002. – 480 p.
3. Демина, И. Сущность экономической журналистики / И. Демина // Известия ИГЭА. – 2011. – № 1. – С. 217–221.
4. Moggridge, B. Designing media / B. Moggridge. – New York : MIT Press, 2010. – 285 p.
5. Райзин, Д. В. Классификация и кластер / Д. В. Райзин. – М., 1980. – 394 с.
6. Sparks, G. Media effects research / G. Sparks. – Belmont, CA : Wadsworth Publishing, 2005. – 336 p.
7. Николаева, Т. М. Непарадигматическая лингвистика / Т. М. Николаева. – М., 2008. – 376 с.
8. Szenberg, M. Secrets of Economics Editors / M. Szenberg, L. Ramrattan, R. Solow. – Cambridge, MA : The MIT Press, 2014. – 408 p.
9. Мизес, Л. Теория и история: Интерпретация социально-экономической эволюции / Л. Мизес. – Челябинск : Социум, 2009. – 384 c.
10. Радаев, В. В. Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу / В. В. Радаев. – М., 2005. – 603 с
11. Heyne, P. Economic Way of Thinking / P. Heyne. – New Jersey : Prentice Hall, 2009.
12. Gault, F. Innovation Strategies for a Global Economy: Development, Implementation, Measurement and Management / F. Gault. – Cheltenham ; Northampton, MA ; Ottawa : Edward Elgar Publishing, 2010. – 211 p.
13. Mascull, B. Key words in the media / B. Mascull. – London : Collins Educational, 1995. – 256 p.
14. Cohn, V. News and numbers: A guide to reporting statistical claims and controversies / V. Cohn, L. Cope. – New Jersey : Wiley-Blackwell, 2001. – 232 p.

 

Дата создания: 24.04.2018 11:09
Дата обновления: 24.04.2018 16:00